Главная » Статьи » Любовь, секс, отношения

ИЗБЕГАЯ КРАЙНОСТЕЙ ( ребенок в семье ) часть 6
Советуем избегать как изнеживания ребенка, так и чрезмерной требовательности в обращении с ним. Над тактикой золотой середины иногда посмеиваются, но ничего лучшего мы в данном случае рекомендовать не можем.
Что такое изнеженный ребенок? Это ребенок, не привыкший к усилию — ни к физическому, ни к духовному, полагающий, что жизнь состоит только из удовольствий, а доставлять ему эти удовольствия должны другие. Изнеженный ребенок никогда не слышал требовательного голоса близких. Неудивительно, что и сам от себя он потребовать ничего не в состоянии. Зато он очень хорошо знает, что капризы его удовлетворяются,— и капризам этим нет границ.
А вот ребенок, выросший в обстановке чрезмерной требовательности (чаще всего она исходит от отца, в то время как неумеренная нежность расточается, как правило, матерью). Если изнеживание расслабляет, то суровость подавляет и ожесточает. Действительно, требования, которые ребенок выполнить просто не может, рождают в нем ощущение беспомощности, бессилия. Именно отсюда подавленность. Но рядом идет и опасная ожесточенность — и по отношению к родителям, и по отношению ко всем вокруг. Конечно, в дошкольном возрасте это только семена ожесточенности, но слишком часто прорастают они уже в подростке. Приходится ли удивляться, когда, униженный и оскорбленный дома, ребенок начинает вне его доказывать свое право никому не подчиняться, более того — свое право самому чинить суд!
Нет, все-таки вам придется самим выработать меру ласки и требовательности и постараться придерживаться ее.
Как важно укреплять в ребенке веру в себя, в свои силы! Воспитание с помощью одергиваний, замечаний, сетований — дурное воспитание. Во главу угла лучше поставить другое: отмечайте любое достижение малыша, поощряйте его ласковой улыбкой, заинтересованностью, одобрительным словом. Это не имеет ничего общего с изнеживанием. Изнеживание совершенно равнодушно к движению ребенка вперед, оно ни во что не ставит его достижения — их просто нечем отметить, и у ребенка нет никакого стимула добиваться их.
Для малыша много значит ощущение успеха: оно заставляет поверить в себя, добиваться большего. Нельзя думать, что стремление ребенка быть признанным — нечто нездоровое, свидетельствующее либо о его ущемленности, либо о непомерных претензиях. Нет, это вполне здоровое явление. Только те дети, которые притязают на что-то, становятся активными личностями. Не будем считать, что если ребенок стремится себя «показать», то это обязательно разовьет в нем высокомерие, заносчивость, не будем его одергивать. Высокомерие и заносчивость связаны прежде всего с отношением к другим детям — и отношением неправильным,— а вовсе не с собственным стремлением быть признанным.
Надо поощрять активность малыша, его достижения, но при этом заботиться и о рациональной «организации достижений». Что это значит? Важно, чтобы задачи, которые вы ставите перед ребенком, были — при известном напряжении сил — разрешимыми для него, чтобы ваши требования он мог выполнять. Чересчур сложные задачи не будут решены — и вот уже горькое чувство неудачи. Одна неудача, другая — и при всем доброжелательном вашем отношении к малышу у него разовьется неуверенность, робость. И теперь он уже не в состоянии преодолеть то, что вполне мог бы преодолеть...
Другая крайность также опасна. Если мы будем ставить перед малышом только такие требования, которые легко выполнимы, у него сложится не уверенность в себе, а самоуверенность. Возможно, что потом эта самоуверенность превратится в стойкую и неприятную черту характера или при столкновении с подлинными трудностями будет разрушена. Это, может быть, и неплохо, но возникнет ли при этом трезвый взгляд на свои возможности, или на смену самоуверенности придет опять-таки неуверенность?
Уважение к людям у ребенка не появится само собой. Не стоит рассчитывать на то, что малыш «от природы» предрасположен к проявлению доброты и отзывчивости. Да, в нем заложена программа «сотрудничества», он не в состоянии жить без других людей, но ведь отношения, которые ребенок устанавливает с миром взрослых, а затем и детей, могут приобретать совершенно различную окраску.
Первые месяцы жизни взрослые поневоле выступают как средство для удовлетворения потребностей младенца, как орудие исполнения всех его желаний. Но вам следует позаботиться о том, чтобы со временем, когда ребенок стал на ноги (в прямом и в переносном смысле), у него вырабатывались такие черты поведения, как умение ограничивать себя в желаниях, умение считаться с желаниями других, сострадание, отзывчивость, готовность поделиться игрушкой или лакомством с другим ребенком; любовь к близким людям должна дополниться уважением к ним, к их труду.
Это большая и сложная программа. Выполнить ее можно при одном условии — если малыш будет на доступном для него уровне включаться в труды и заботы семьи. Одними словами вы не достигнете почти ничего.
Посильные трудовые задачи, несложные обязанности по дому не просто способствуют росту умений и навыков ребенка (важна, разумеется, и эта сторона) — он постепенно учится находить свое истинное место в мире, понимать, что он один из многих; вместе с открытием своей индивидуальности, с осознанием себя как личности в нем складывается и понимание ценности других людей. Это двуединый процесс. Без уважения к другим людям нет подлинного уважения к себе.
Категория: Любовь, секс, отношения | Добавил: admin11 (05.06.2012)
Просмотров: 351 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: