Главная » Статьи » Любовь, секс, отношения

УВАЖАЙТЕ ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ ( ребенок в семье ) часть 9
наблюдая за развитием ребенка, не делайте поспешных выводов. Учитывайте, что те или иные внешние проявления не могут сразу открыть нам всей картины особенностей внутреннего мира малыша. Призовите на помощь всю свою проницательность и объективность.
«Какой он легкомысленный! Ничем не интересуется по-настоящему...» — склонны мы сетовать порой, глядя на легко загорающегося и столь же легко отвлекающегося ребенка; такой и минуты, кажется, не в состоянии усидеть на месте; постоянно вступает в легкие конфликты с другими детьми; игрушки у него долго не живут... Но присмотримся повнимательнее, уловим особенности темперамента малыша, найдем возможность увидеть, как он решает задачи, которые перед ним возникают, и, быть может, мы увидим, что наш «легкомысленный» малыш чрезвычайно сообразителен, что он все схватывает и усваивает буквально на лету. Надо лишь, учитывая избыток энергии, которой он обладает, более терпеливо приучать его к дисциплине — прежде всего внешней, тогда с ней придет и внутренняя — дисциплина чувств и мыслей.
А вот полная противоположность: неуклюжий, медлительный, малообщительный малыш; он тугодум настолько, что вы недалеки от подозрения, не отстает ли он в умственном развитии. Не спешите! Вы же лучше других знаете, какой богатый запас слов у этого ребенка, как интересно он может порой — когда разговорится — рассказать об увиденном или услышанном; вы не раз отмечали, что все поручения он выполняет тщательно и добросовестно. И вскоре вы придете к выводу, что картина его развития искажается из-за впечатления, которое производят некоторые черты его темперамента.
Поэтому не будем принимать на веру внешние формы поведения малыша, постараемся смотреть глубже.
Желая поправить те или иные черты в поведении ребенка, не стремитесь ломать их. Вот тот же медлительный ребенок. Мы уже поняли, что интеллектуальное развитие его идет нормально, но все же его медлительность продолжает нас в некоторых случаях тревожить: малыш не поспевает за товарищами, не укладывается в режим. Понятно, хотелось бы, чтобы он учился действовать побыстрее.
Простое поторапливание не даст ничего. Понукание, а тем более угрозы наказать приведут лишь к обиде и протесту. Надо, чтобы малыш именно учился с вашей помощью активности.
Прежде всего важно опираться на собственные интересы ребенка. Что больше привлекает вашего сына, вашу дочь? От этого и отталкивайтесь в своих усилиях: «Если ты успеешь одеться до того, как зазвонит будильник, я успею прочитать тебе новую сказку»; «Сумеешь быстро убрать игрушки — останется время посмотреть мультфильм»; «Закончишь еду вместе со всеми — будешь мне помогать мыть посуду».
Возбудить одно желание делать все быстрее — мало, надо приучить ребенка выполнять свои повседневные обязанности наиболее рациональным способом. Медленно и плохо одевается? Тщательно покажите последовательность операций, пусть сначала ваш малыш одевается медленно, но правильно. Призвав на помощь часы, устройте соревнование с минутной стрелкой — сокращайте время на одевание по минуте в день, пока не дойдете до приемлемой нормы.
Не забывайте хвалить детей за быстроту. Пусть даже она пока относительна — важен сам факт продвижения вперед. И пусть об успехах малыша знают все в семье.
Скорее всего, вашему медлительному ребенку трудно быстро включаться в игры, занятия. Поэтому бессмысленно просто сказать ему: «Строй!», «Рисуй!». Лучше дать спокойный и конкретный совет-указание: «Хочешь рисовать лес? А где у тебя будут расти деревья?»; «Ты начинаешь строить дом? Давай первый этаж сложим вместе».
Не только начать, но и прекратить занятия малышу трудно. Не стоит резко прерывать ребенка: «Сейчас же кончай игру и отправляйся обедать!» Дайте ему какое-то время для того, чтобы он мог переключиться: «Скоро будем обедать, понемногу заканчивай игру». А раздраженно торопить ребенка, устраивать ему нагоняй за то, что он не выполнил распоряжение так быстро, как вам хотелось бы, совершенно недопустимо.
Вероятно, полезны будут медлительному малышу игры, в которых приходится соревноваться на скорость: «Кто быстрее уложит кубики в коробку?». Надеемся, вы постараетесь, чтобы ребенок проигрывал не чаще, чем вы.
Таким образом, главная ваша линия: не превращать медлительного ребенка в стремительного (и тем более не употреблять для этого совершенно бессмысленные «крутые меры»), а постараться ввести его медлительность в приемлемые рамки добрым словом, советом, игрой.
Мы подробно говорили лишь об одной черте, часто вызывающей беспокойство родителей. Можно было, конечно, взять и любую другую. Но тактика воспитания в главном, что мы и хотели подчеркнуть, всегда одна.
Старайтесь подавить в себе родительское честолюбие. Ваше желание видеть своего ребенка хорошо развитым вполне естественно, его можно только приветствовать. Но мы все-таки позволим себе сделать одно предостережение. Порой успехи ребенка оказываются важными прежде всего не для него самого, а для его родителей. Случаи, когда малыш становится «предметом гордости» не столь уж редки. При внимательном рассмотрении, однако, оказывается, что развитость ребенка — не что иное, как натасканность в каком-то умении, а общее умственное развитие его, степень развитости нравственных черт оставляют желать много лучшего. Не будем говорить о совсем уж фельетонной ситуации: «Сашенька, покажи гостям, как ты умеешь читать стихи»,— и обратим внимание на то, что довольно часто родители всерьез, с большой самоотдачей занимаются сами или с помощью педагогов ранним развитием отдельных способностей и умений малыша в ущерб всему остальному. Причем тут возможны колебания моды. Прежде мы слышали о желании растить вундеркиндов главным образом в области музыкального и изобразительного творчества. Сейчас не редкость увлечение ранней спортивной специализацией. У части родителей наблюдается стремление развивать ребенка прежде всего интеллектуально...
Было бы неправильно утверждать, что подобные родительские усилия связаны только с честолюбием. Мы даже готовы признать, что все это делается «ради самого ребенка», с добрыми намерениями наилучшим образом проявить его способности. И все же скажем еще раз: если вы помните о необходимости гармоничного развития, то не станете, пользуясь податливостью, пластичностью психики ребенка-дошкольника, искусственно культивировать в нем «ранние способности». Никогда не упускайте из виду, что дошкольное детство — это возраст, в котором закладываются прежде всего некоторые общие основы личности человека. Об этом вы должны заботиться в первую очередь. Другого времени не будет.
Категория: Любовь, секс, отношения | Добавил: admin11 (06.06.2012)
Просмотров: 89 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: