Главная » Статьи » Любовь, секс, отношения

ГЛАВНОЕ В ЖИЗНИ ( ребенок в семье ) часть 3
Разнообразными действиями — внешними и внутренними — ребенок овладевает под влиянием обучения и воспитания. Но это не значит, что все зависит лишь от желания взрослого. Ребенок не может в любой момент усвоить любые действия: небезразличен и порядок, в каком он их приобретает. Почему так?
Во-первых, очевидно, что более сложное действие останется недоступным, пока не усвоено более простое. Прыгать можно научиться лишь после того, как научишься ходить; устанавливать кубик на кубик — после того, как станешь уверенно отличать по форме кубики от шариков; складывать числа — после того, как поймешь, что 6 больше 5, а 2 меньше 3. И ни к чему хорошему не приводят попытки взрослых заставить малыша «перешагнуть» через неизбежную ступеньку сложности, «подсадить» его на следующую ступеньку, в то время как он еще неуверенно чувствует себя вот на этой. В лучшем случае новые действия будут усвоены чисто механически, без всякого смысла и пользы. Самый верный путь — терпеливо и последовательно вести малыша, не забегая вперед.
Во-вторых, ребенок — вовсе не некое пассивное существо, в которое взрослый, не считаясь с его потребностями и интересами, просто вкладывает все, что заблагорассудится. Взрослый, воспитывая, обучая малыша, должен принимать во внимание особенности его поведения на том или ином этапе развития.
Тут есть свои закономерности.
Психическое развитие ребенка от рождения до зрелости проходит ряд последовательно сменяющих друг друга периодов. Каждый из них отличается по ведущей деятельности. Их на протяжении первых семи лет жизни психологи выделяют три: общение, предметная деятельность, игра.
Когда мы говорим «ведущая деятельность», это не означает, что поведение ребенка сводится к чему-то одному. Более того, ведущая деятельность может сама по себе занимать по времени более скромное место, чем вся остальная. Позволим себе заглянуть на несколько лет вперед. Учение — главное в жизни младшего школьника (учебная деятельность под руководством учителя — ведущая деятельность), но первоклассник учится лишь несколько часов в сутки, остальное время он играет, рисует, помогает маме... И тем не менее учение остается главным, ведущим, самым типичным, самым важным на данном этапе развития ребенка.
Первый год жизни. Практически ни одной своей потребности младенец не может удовлетворить без взрослого. Мать кормит ребенка и ухаживает за ним. Только через взрослого ребенок набирается впечатлений — ведь сам он перемещаться не может, его носят, переворачивают, поднимают; с ним разговаривают, ему дают игрушку. В общем, взрослый оказывается главным в мире, окружающем ребенка.
Неудивительно, что мы наблюдаем у младенца потребность в постоянном, непосредственном, эмоциональном контакте со взрослым. И соответственно этому ведущая деятельность в младенческом возрасте — пусть это звучит слишком научно применительно к столь нежному существу — общение.
Эмоциональное общение ребенка со взрослым возникает еще до того, как ребенок научился пользоваться предметами. Младенец еще не понимает обращенных к нему слов, но откликается на эти слова. Он не понимает поведения взрослого, но радуется его появлению, приближению, улыбке.
Идет время, у ребенка появляется интерес к предметам, входят в его жизнь первые игры. Но вот любопытное наблюдение: младенцу показывают привлекательную игрушку. Она совсем рядом, он тянется к ней немедленно. А чем дальше мы будем отодвигать игрушку, тем меньше будет интерес к ней. Если игрушка окажется достаточно далеко — примерно в метре, ребенок окончательно перестанет реагировать на нее. Однако если рядом с игрушкой появляется взрослый, ребенок снова тянется к игрушке, снова хочет ее достать, как и тогда, когда игрушка находилась вблизи. Взрослый как бы оживляет ситуацию, в которой действует малыш. При этом окружающие предметы становятся максимально притягательными...
То же и с игрой. Участие в игре взрослого сначала вызывает у ребенка просто радость и оживление и лишь со временем начинает доставлять удовольствие сама игра.
Вот почему педагоги и психологи так настаивают на непосредственном общении взрослого с ребенком в первые месяцы — в этом общении вся жизнь ребенка, успех его развития.
Постепенно у малыша возникает потребность не просто в эмоциональном контакте со взрослым, а в совместном действии с ним. Интерес, обращенный к взрослому, переносится и на предметы, а ведущей деятельностью ребенка после года становится предметная деятельность.
Малыш не может самостоятельно постичь мир вещей. Понятно, какие-то свойства предметов — форму, цвет, тяжесть можно открыть самому, но главное в предмете — как он употребляется человеком — малыш может открыть, только подражая действиям взрослого, только получая от него сведения о вещах и явлениях, только используя эти предметы. Мы передаем ребенку опыт действий с предметами. Достичь этого можно с помощью языка. Так развитие речи порождается необходимостью общаться со взрослым и в свою очередь делает возможным вообще все дальнейшее психическое развитие...
Итак, общаться, говорить с ребенком совершенно необходимо уже тогда, когда он в колыбели.
Следующий шаг в развитии психики ребенка—переход к ролевой игре. Она — выражение новой ступени потребности ребенка во взрослом: малышу уже мало привычного общения со взрослым. Он хочет быть «как взрослый», жить и действовать вместе с ним. А поскольку он не может быть им, то начинает играть во взрослого. Он заменяет настоящие вещи игрушками и «властвует» над ними, как взрослый властвует над реальными вещами... Ролевая игра как ведущая деятельность сохраняет свое значение вплоть до школьного возраста.
Потребности и интересы ребенка всегда связаны с миром взрослых. Эта связь приобретает лишь новые формы в ходе развития. Развивается, усложняется потребность ребенка во взрослом—происходит смена ведущей деятельности.
Заметим еще, что само по себе усвоение ребенком новых действий необязательно приводит к новому виду деятельности. Так, довольно рано можно научить малыша качать куклу, укладывать ее в кроватку, одевать, возить машинки. Но возникает ли из этого ролевая игра? Необязательно. Ее нет, если у ребенка не сложился интерес к взрослой жизни, если у него нет стремления стать взрослым, быть «мамой», «папой», «строителем», «шофером» и т. д.
В ведущих видах деятельности ребенка складываются наиболее важные для каждого возраста действия, психические качества, свойства личности. Но, как мы уже сказали, ведущие — не значит единственные. Психическое развитие зависит от многих факторов.
Каждый вид деятельности по-своему сказывается на психическом развитии ребенка. Так, игра очень важна для развития мышления и воображения детей. В игре усваиваются правила поведения. Она помогает становлению взаимоотношений ребенка с другими детьми. В то же время игра более или менее «безразлична» к развитию восприятия. Другое дело — рисование или конструирование. Хорошо нарисовать предмет или воспроизвести в конструкции сложный образец можно, лишь хорошо обследовав его, полно и точно познакомившись с его особенностями. В этом смысле рисование и конструирование — неоценимый инструмент развития детского восприятия.
Родители должны стремиться к тому, чтобы деятельность их малыша была богатой, разнообразной, полнокровной.
Категория: Любовь, секс, отношения | Добавил: admin11 (05.06.2012)
Просмотров: 376 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: