Главная » Статьи » Любовь, секс, отношения |
ЛЮБИТЬ ЗА ТО, ЧТО ОНИ ЕСТЬ..,( ребенок в семье ) часть 5
Уроки жизни, которые ребенок получает в семье, обладают огромной силой, потому что их дают самые близкие, самые дорогие ему люди.
Что же вы должны (и чего не должны) делать, если хотите хорошо воспитать ребенка? Прежде всего, надо любить ребенка. «Ну, это так просто!» — решит кто-то. Действительно, о родительской любви говорят часто как о чем-то само собой разумеющемся, а порой даже неодобрительно: мол, мешает она трезвому взгляду на свое чадо. Между тем кто из нас не грешен в том, что в какие-то моменты жизни давал пересохнуть роднику живой, бескорыстной любви к ребенку? Легко любить тогда, когда любовь приносит одни радости. Однако дети не всегда радуют нас. Они бывают непослушны, они совершают проступки, лгут. Естественно, мы огорчаемся. Но плохо, когда с этим огорчением угасает любовь к ребенку. Самое печальное, когда родители начинают меньше любить своего малыша потому, что он, на их взгляд, оказывается «хуже» других детей (не так смышлен, не так ловок), или потому, что не оправдывает в чем-то их надежд. Считали, что у сына музыкальные способности, а он плохо занимается. Думали, дочь будет фигуристкой, а ее из секции отчисляют из-за «неперспективности»... Мы должны любить детей не за то, что они «хорошие», а просто за то, что они есть, за то, что это наши дети. И не верьте тем, кто будет говорить, что такая любовь слепая, «биологическая». Нет, культура любви к ребенку — самое человеческое, что можно себе представить. Родители, сами выросшие в атмосфере такой любви, несут ее и дальше, воспроизводят в новом поколении. Дети, постоянно ощущающие любовь близких, растут под знаком доверия к миру, они знают, что о них заботятся, они защищены. И это помогает им развернуть лучшие свои силы и качества. Те же, кто был в детстве лишен живой родительской любви, чаще склонны вести себя более жестко, сухо, рационально и по отношению к своим детям, и по отношению к вырастившим их людям. Ведь прежде чем стать взрослыми, они пережили немало горьких минут — минут смутного ощущения своей нежеланности, ненужности. Не исключено, что у таких детей сложится горькое чувство собственной неполноценности. Мы подчеркиваем, что любовь близких ребенок должен ощущать постоянно и даже в тех случаях (а может быть, особенно в тех случаях), когда взрослые дают ему понять, что они недовольны его поведением. Иначе не будет у малыша опоры, иначе рассудит он своим детским умом и сердцем, что недовольны им просто потому, что не любят... Пусть он почувствует: им недовольны потому, что любят, это послужит ему мощной поддержкой в желании исправиться. А что касается сравнений с другими детьми, давайте не устраивать соревнование родительских самолюбий. Проиграете соревнование вы, а расплачиваться за поражение будет ребенок «незаметным» вашим разочарованием в нем. Не лучше ли, просто любя малыша, создавая возможности для его развития, верить в то, что он вырастет настоящим и дельным человеком? Нам порой трудно бывает в жизни, нас не минуют наши, взрослые неприятности и горести. Но никогда не позволяйте себе распускаться и лишать ребенка своей любви потому, что плохо вам. Напротив, постарайтесь в трудную для себя минуту найти опору именно в любви к ребенку. Это воздастся сторицей и вам, и малышу. Нет, это совсем не просто — любить детей... Воспитание, если родители подходят к нему с полной серьезностью, требует глубокого проникновения во внутренний мир ребенка. Это важно прежде всего для самого ребенка: лишь в таком случае нет риска, что его потребности и интересы не будут учитываться, что ему будут навязаны несвойственные его возрасту черты поведения. Вспомним слова замечательного русского врача и автора глубоких педагогических работ Н. И. Пирогова: «...чтобы судить о ребенке справедливо и верно, нам нужно не переносить его из его сферы в нашу, а самим переселиться в его духовный мир». Итак, вы будете чутко наблюдать за приметами возраста, улавливать происходящие изменения, всячески поддерживать движение малыша вперед; вы будете способствовать тому, чтобы его внутренний мир становился все более богатым. Но есть и второй смысл в пожелании расти вместе со своими детьми. Вы не сможете лучше понять ребенка, если не стремитесь при этом лучше узнать и самих себя. Между прочим, воспитывая ребенка, мы как бы заново переживаем и собственное детство, но теперь уже умудренные и знанием его законов, и жизненным опытом. И возможно, в самих себе мы открываем какие-то изначальные черты далеких детских лет. И если эти черты нас не очень устраивают, то вот повод задуматься не только над тем, как бы они не повторились в ребенке, но и над тем, как их изжить в себе. Иными словами, забота о максимальном развитии духовных сил наших детей должна сопровождаться совершенствованием нас самих. Давно замечено, что любящие родители стараются обернуться к детям лучшими своими сторонами. Уже одно это хорошо, а еще лучше, если любовь к детям, забота о том, чтобы они имели все основания гордиться родителями, будут побуждать нас избавляться от дурного в нашем характере, от слабостей, стараться сегодня стать лучше, чем мы были вчера... Не забудем и о том, что наши дети — это другое поколение. Оно в чем-то будет лучше нас, умнее, оно не просто станет с уважением повторять то, что говорим ему мы, но и скажет что-то свое, новое, или скажет то, что и мы, но по-своему. Если мы не будем отгораживаться от непривычного и в чем-то нового для нас мира детей, если не разрушим их доверия тем, что по всякому поводу станем навязывать только свои точки зрения,— это даст нам возможность с годами сохранить ощущение движущейся и развивающейся жизни. Разумеется, эти проблемы во весь рост встают тогда, когда дети вступают в подростковый и юношеский возраст, но сам подход к ребенку, как к человеку завтрашнего дня лучше нам вырабатывать в себе по возможности раньше... Иными словами, не только мы воспитываем детей, но и дети воспитывают нас. Даже самые добрые намерения ни к чему не приведут, если вы постоянно изо дня в день не будете заботиться о развитии ребенка. Напоминать об этом приходится потому, что, к сожалению, не так уж редки случаи, когда воспитание пускают на самотек, ограничиваясь лишь необходимым уходом за ребенком. «Времени для воспитания не хватает!» — этот мотив наиболее типичен. И все-таки время найти можно. Час-два в день активного общения с малышом — совместных прогулок, игр, занятий, бесед — совершенно необходимы. Прежде всего важно «качество общения», а не его количество. Иной час, наполненный новым и интересным для малыша делом, стоит многих других, проведенных хотя и с родителями, но скучно и вяло. Не позволяйте себе расслабляться, «отдыхать», проводя время с детьми. Хочется подчеркнуть: если ребенок обделен общением, вред от этого двойной: во-первых, наносится ущерб его развитию и, во-вторых, в душе ребенка со временем накопится обида и на вас (заслуженно), и на тех, кто не был обойден повседневным вниманием близких. В детских претензиях к «маменькиным сынкам» две стороны: порой это неприятие избалованности сверстника, но чаще — обида того, кого не баловали, на того, кто получал все в избытке. Разумеется, и в воспитании надо знать меру. Есть ведь и другая крайность: ребенок шагу не может ступить, чтобы его не направили, не поправили, не подсказали, не научили. Родители слишком активно управляют поведением малыша, забывая о том, что слишком управлять — значит плохо управлять. Вред от такого воспитания обнаруживается не сразу. Но проходит время, и выясняется, что ребенок не способен на самостоятельный порыв, а если и способен, то не знает, как воплотить его в жизнь. Силы его скованы неумением принимать решения и действовать решительно, дух инициативы, творчества отсутствует... Часто упомянутые крайности причудливым образом соединяются, и тогда мы наблюдаем «воспитание вспышками». Неделями и месяцами отец и мать не уделяют малышу сколько-нибудь постоянного внимания. Но вот случилось что-то, совершил ребенок проступок, встревоживший родителей, или просто «нашло настроение» — и какое-то время малыша «воспитывают» безостановочно. Потом пыл гаснет до нового чрезвычайного происшествия или до нового зова родительской совести... | |
Просмотров: 394 | |
Всего комментариев: 0 | |