Главная » Статьи » Любовь, секс, отношения

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕКСУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ часть 2
У животной и человеческой сексуальности коренная разница. Цель животной сексуальности — продление рода; это цель биологическая — и видовая, не индивидуальная. Поэтому половое влечение просыпается у большинства животных только на время брачного сезона, а в остальное время оно молчит.
Назначение человеческой сексуальности куда сложнее и многограннее. Продление рода — только одна из ее целей, и не главная. Основная цель человеческой сексуальности — совершенствование личной и семейной жизни человека, насыщение ее естественными (и именно человеческими) радостями. Это цель не биологическая, а биопсихологическая, и не безлико видовая, а личностная, индивидуальная. Именно поэтому человеческая сексуальность не сезонна, именно поэтому в ней нет животной простоты и автоматичности, и вся она полна сложностей и противоречий.
И половое чувство человека — в отличие от животного — не просто биологическое, а биопсихологическое чувство. Как вода состоит из кислорода и водорода, так и человеческое половое чувство — сплав психологических и физических ощущений — в любой своей клеточке, любом звене. Сплав психологии с физиологией, их неразрывная сращенность, пропитанность друг другом глубинная причина всего своеобразия человеческой сексуальности, основа всей ее сложности, всех дисгармоний.
Корни и ветви любви
Знаменитый швейцарец А. Форель, один из отцов сексологии, писал в начале нашего века, что семейное счастье одинаково покоится на «умственном, душевном и половом приспособлении» людей. Чтобы это счастье было долгим, «духовная любовь,— говорил он,— должна с начала и до конца сопровождаться любовью половой». Изъяны в этой стороне любви отзываются на других ее сторонах, могут отдалять людей, охлаждать их чувства. «Отдельные спальни и постели...— пишет этот культурнейший ученый и просветитель,— очень опасный шаг в браке, легко приводящий к отчуждению».
Когда-то говорили: любовь — это дерево, корни которого лежат в плотском мире, а ветви поднимаются высоко в духовный. Это похоже на истину, но, пожалуй, только похоже: здесь тоже просвечивает механическое членение человека на два разных этажа — тело и дух.
Но духовное и телесное в человеке не сочленены, а слиты, как цвета в радуге, и они переходят друг в друга плавно и незаметно — тоже как эти цвета. Все мы, наверно, знаем, что в человеке есть зоны с перевесом телесного над духовным — вроде кровообращения, дыхания, пищеварения; есть зоны с перевесом духовного над телесным — зона мысли, особенно отвлеченной. Но, видимо, большинство наших чувств, основы психики лежат в зоне примерного равновесия духовности и телесности.
И любовь, скорее всего, рождается именно в этой зоне: корни ее лежат в ней, а ветви прорастают во все уголки организма — ив зону перевеса плоти, и в зону перевеса духа.
Многие, возможно, не знают, что сила физических радостей в любви часто зависит от силы душевных радостей. Чем больше симпатия, привязанность, психологическое влечение, тем ярче бывают и телесные радости, чем меньше психологические тяготения, тем меньше и радости тела.
Многое, конечно, зависит здесь и от возраста, и от здоровья, и от полового темперамента человека. Но у большинства нормальных и здоровых людей дело обстоит именно так, и причина, видимо, как раз в том, что и у человеческой сексуальности две «составляющие»: психологическая и биологическая.
Когда над физическим влечением нет увеличивающей линзы психологических тяготений, телесные радости как бы проходят сквозь фильтры эмоционального безразличия — и тускнеют, теряют яркость. А если силу душевного притяжения перебарывает сила отталкивания, на место физических радостей может встать безрадостность, а то и неприятные чувства.
Здесь, видимо, лежит одна из главных основ человеческой сексуальности. Сама биопсихическая природа человека устроена так, что сила наших физических радостей прямо зависит от силы душевных радостей, если мы, конечно, здоровы и еще не состарились. Поэтому, видимо, для современных людей — людей с усложненной и приглушенной психологией — вдвойне важны их душевные отношения: это самый глубокий фундамент всех супружеских радостей, психологических и физических.
Знать это, пожалуй, так же важно, как знать, что тут есть и обратная зависимость. Телесная любовь не только подчиняется духовной, но и сама командует ею: она может усиливать ее, продлять ее жизнь, добавлять топливо в ее пламя — и может укорачивать ее, обкрадывать топливом.
Многие из нас, наверно, понимают, что культура любви — прежде всего духовная культура, и главное в ней — относиться к близкому человеку, как к человеку, а не как к средству для наслаждения. Но любовная культура как бы «двухслойна» — это духовно-телесная культура, и умаление любой ее стороны резко вредит другой. Как душевное бескультурье рождает бескультурье телесное, так и телесное бескультурье убивает душевные влечения.
Категория: Любовь, секс, отношения | Добавил: admin11 (04.06.2012)
Просмотров: 303 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: