Главная » Статьи » Любовь, секс, отношения

ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ( ребенок в семье ) часть 12
благодаря достижениям в психическом и моторном развитии (главным образом овладение ходьбой) уже в начале второго года малыш начинает обнаруживать попытки проявить самостоятельность. В этих попытках выражается его стремление к активному постижению мира, к самоутверждению.
Увы, многие родители порой готовы сделать за ребенка все (он долго будет возиться, а так можно выгадать несколько минут). Но выгода эта весьма относительна. Ее оборотная сторона — трудновосполнимые издержки воспитания.
Если постоянно глушить стремление ребенка к самостоятельности, он может вырасти пассивным, неспособным к каким-либо усилиям. Такой ребенок всегда будет ждать, когда за него все сделают взрослые.
Поэтому важно не оставлять без внимания попытки ребенка самостоятельно выполнить те или иные действия, конечно, те, которые не выходят за рамки разумного. Ведь маленький ребенок еще не в состоянии оценить свои возможности. Он может попытаться делать что-то непосильное: наливать горячее, поднимать слишком тяжелое... Каждое достижение ребенка, пусть и небольшое, надо поддержать. Малыш постоянно нуждается в одобрении.
Воспитание самостоятельности тесно связано прежде всего с привлечением ребенка к участию в одевании, умывании...
Навыки самообслуживания следует воспитывать не ради удобства взрослых. В них заложен глубокий нравственный смысл, так как они развивают у малыша способность к усилию, которая в будущем явится необходимым условием трудового воспитания. Поэтому ошибаются те взрослые, которые считают, что, выполняя все за ребенка, пекутся о его же благе, «облегчают» его жизнь. Взрослые должны взять за правило никогда не делать за малыша то, что он в состоянии сделать сам.
Самостоятельность — это не только навыки, связанные с самообслуживанием, это и умение занять себя. Уже на первом году жизни важно приучить ребенка часть времени проводить без участия взрослого. Эту линию следует продолжать и в дальнейшем.
Воспитание самостоятельности не означает, конечно, устранения взрослого. Напротив, детскую деятельность необходимо направлять, разумно руководить ею, оставляя место для проявления инициативы. Скажем, малыш длительное время играет однообразно. Тут стоит вмешаться и посоветовать ему, как продолжить игру.
Развитие подражательности ведет к появлению у ребенка желания делать то же, что делают взрослые, участвовать в их делах. Это стремление нужно поддерживать и давать малышу доступные ему поручения: принести что-то, положить в указанном месте. Так у ребенка формируется устойчивое желание быть самостоятельным, которое на третьем году его жизни преобразуется во всем знакомое «Я сам!».
В дружбе с мойдодыром уже в самом раннем возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В дошкольные годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Особое внимание надо уделять детям до пяти лет, которым самостоятельное умывание и одевание обычно доставляет большое удовольствие. У детей старшего дошкольного возраста, пяти—семи лет, следует совершенствовать приобретенные навыки и следить за неукоснительным и правильным их выполнением. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохранятся на всю жизнь.
При воспитании культурно-гигиенических навыков большое значение имеет пример окружающих. Если взрослые после утренней гимнастики принимают душ, то и ребенок считает это естественным. В семье, где родители не сядут за стол, предварительно не вымыв руки, и малыш это быстро усвоит. Но общий правильный уклад жизни в семье еще не гарантирует усвоение ребенком всех доступных ему навыков. Их воспитанию приходится специально уделять внимание.
Прежде всего следует обеспечить постоянное, без всяких исключений, выполнение ребенком установленных гигиенических правил. Ему объясняют их значение. Но не менее важно помочь ребенку, особенно на первых порах, хорошо усвоить нужный навык. Так, например, прежде чем начать мыть руки, надо закатать рукава, затем хорошо намылить руки, тщательно смыть мыло, взять свое полотенце, насухо вытереть руки.
Не следует торопить малыша, если он сосредоточенно выполняет одно и то же действие (например, мылит руки). Тем более не следует выполнять это действие за него. Осваивая навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить определенное действие. Постепенно он научается все более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. Взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли ребенок сделать то или другое, а в дальнейшем предоставляет ему почти полную самостоятельность. Но проверять, правильно ли ребенок все сделал, приходится на протяжении всего дошкольного возраста.
Хорошо сформированные навыки помогают ребенку все делать легко и быстро, по собственной инициативе, без напоминаний. Если он и забудет какой-либо из них, например, прибежав, сядет за стол, не вымыв руки, то малейшего намека, напоминания оказывается достаточно, чтобы он исправил свою ошибку. Но если у ребенка соответствующие навыки не сформированы, выполнение тех или иных действий потребует от него больших усилий. Нередко возникают малоприятные и для родителей и для него «переговоры»: «Ваня, ты забыл вымыть руки».— «Они у меня чистые».— «Все равно перед обедом надо вымыть».— «Я их недавно мыл...»
После ночного сна и утренней гимнастики ребенку полезно принять душ. Он моет руки, лицо и освежает все тело под струями воды. Температура воды (как при всех водных процедурах) вначале должна быть близкой к температуре тела. К концу приема душа ее можно снизить на два градуса, потом опять повысить и снова снизить. Если же душа в квартире нет, детей с трех-четырех лет следует приучать по утрам мыться до пояса. Необходимо, чтобы после душа или умывания ребенок вытерся насухо.
Раз в неделю ребенка моют особенно тщательно (в этот день моют с мылом и голову). Если ребенок ежедневно не принимает душ или ванну, то его надо купать два раза в неделю.
В дошкольном возрасте дети должны и могут усвоить, что мыть руки следует перед едой, по возвращении с прогулки, после игры с животными и всегда, когда они грязные.
Ноги надо мыть не только перед ночным сном, но и перед дневным. Особенно важно это правило соблюдать летом. С трехлетнего возраста ребенка следует научить полоскать рот, с четырех лет — правильно чистить зубы (сверху вниз и наоборот, с наружной и внутренней стороны) перед ночным сном. Утром после сна достаточно полоскать рот. Полоскать рот теплой водой надо и после еды.
Волосы следует причесывать не реже двух раз в день, пользуясь только личной расческой.
А всегда ли у вашего ребенка в кармашке чистый носовой платок? Умеет ли он сам замечать непорядки в одежде — развязался шнурок, расстегнулась пуговица — и сразу их устранять? Вытирает ли он ноги, входя в помещение?
Категория: Любовь, секс, отношения | Добавил: admin11 (06.06.2012)
Просмотров: 407 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: